Научный советник и глава исследовательской группы в сфере культурной и социальной психологии в Институте когнитивной нейронауки и психологии при Венгерской академии наук, а также профессор в Институте психологии Будапештского университета имени Лоранда Этвёша.
Венгрия
В психологической литературе соревнование и конкуренция рассматриваются как довольно противоречивые явления. Их негативные стороны известны, а положительные изучены недостаточно. Одним из объяснений такому положению дел является упрощенный конструкт конкуренции.
Соперничество приводит удачам и поражениям, имеющим эмоциональные, мотивационные и поведенческие последствия. Данные последствия, как и различные стратегии, ведущие к выигрышу или проигрышу также изучены недостаточно.
Существует ли связь между индивидуальными установками на соперничество и конструктивными реакциями на выигрыш и поражение? Существует ли связь между этими психологическими феноменами?
Существуют ли рациональные модели конкуренции и конструктивные способы совладания с проигрышем и выигрышем? Есть ли тип конкуренции, способствующий улучшению психологического и соматического здоровья? Имеет ли право на существование концепция «не-конкуренции»? К каким последствиям в разрезе физического здоровья ведет избегание соревнования? Подвергает ли риску физическое и психическое здоровье учеников дух соперничества, присутствующий в некоторых школах? Является безопасной неконкурентная среда в школе? Как модели конкуренции меняются с возрастом и являются ли они значимыми в пожилом возрасте? Являются ли методы конкуренции культурно-специфическими?
Доклад представит обобщение существующих концепций конкуренции и представит научные доказательства для возможных программ, способствующих продвижению адаптивных и профилактике применения неадаптивных форм соперничества